Новомученики Храма Вознесения

Священномученик Димитрий Розанов

https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/person/7787/

Розанов Дмитрий Иванович, священник, священномученик
Дата рождения: 24.10.1890 Место рождения: г. Москва
Дата смерти: 25.11.1937 Место смерти: Московская обл., Бутовский полигон
Прославлен Юбилейным Архиерейским Собором 20.8.2000 г., включен в списки Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской постановлением Священного Синода от 6.10.2001 г. Память совершается 12/25 ноября, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (воскресенье 25 января/7 февраля или ближайшее к 25 января/7 февраля) и Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших (в 4-ю субботу по Пасхе)

Священномученик Димитрий родился 15 августа 1890 года в Москве в семье священника Иоанна Петровича Розанова. Отец Иоанн служил в одном из храмов Москвы до самой своей кончины в 1920 году. В 1907 году Дмитрий Иванович окончил 1-й класс Московской духовной семинарии и в 1911 году был рукоположен во диакона ко храму в селе Шестово Клинского уезда Московской губернии. В 1914 году он был переведен в один из московских храмов и возведен в сан протодиакона. Розанов Дмитрий Иванович значится нештатным диаконом приписанной к храму Вознесения Господня за Серпуховскими воротами Скорбященской церкви при доме Ляпиных с 22 мая 1914 г. по 1919г., состоял законоучителем церковно-приходской школы.  В 1919 году протодиакон Димитрий был рукоположен в сан священника и служил впоследствии в храме святых мучеников Флора и Лавра на Зацепе. Первого января 1933 года он был арестован вместе со священниками, диаконом и членами церковного совета храма святых мучеников Флора и Лавра. Все они были заключены в Бутырскую тюрьму. Власти обвинили отца Димитрия в том, что он «являлся участником контрреволюционной группы церковников, члены которой устраивали сборища, где в антисоветском духе обсуждалась политика советской власти и рассказывались антисоветские анекдоты». На вопрос следователя, рассказывал ли он антисоветские анекдоты и велись ли антисоветские разговоры, когда священники и прихожане собирались вместе, отец Димитрий ответил: «При мне никаких антисоветских разговоров не велось. Посещая квартиры прихожан и совершая церковные требы, после таковых никогда на политические темы разговоров не вел». На следующем допросе следователь в надежде получить какие-либо сведения, компрометирующие или самого священника, или других, спросил, знает ли тот архимандрита Филарета (Студиникина). Отец Димитрий ответил, что знает: «Он служил в селе Юсупово, станции Барыбино, в настоящее время переехал служить в Волоколамский уезд. По его словам, в селе Юсупово, до его назначения туда, священник ушел в колхоз, который организовался в том же селе. Состоит ли тот священник сейчас в колхозе, сказать не могу». 10 февраля, будучи вызван на последний допрос, отец Димитрий сказал: «Нового добавить к своим прежним показаниям ничего не могу». 15 марта 1933 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило его к трем годам высылки в Северный край. Ссылку он был отправлен отбывать в город Каргополь и здесь познакомился с протоиереем Александром Зверевым. После окончания ссылки отец Александр пригласил его жить в Волоколамский район, где он служил вместе с другим священником Павлом Андреевым в церкви Рождества Богородицы в селе Возмище. Свободной священнической вакансии в то время в благочинии не было, и отец Димитрий, поселившись в селе Возмище в ожидании вакантного священнического места, стал работать упаковщиком в волоколамской артели «Швейник» и по мере возможности служил в храме Рождества Богородицы, сослужа протоиереям Павлу и Александру. 8 октября 1937 года власти арестовали его и заключили в Волоколамскую тюрьму. Священника обвинили в том, что он предложил сделать надпись на ленте погребального венка одному из скончавшихся сотрудников артели, употребив слово «товарищ», а тот был в прошлом, с точки зрения властей, кулак, и власти сочли предложение священника контрреволюционным. 10 октября следователь допросил священника.

— Следствием установлено, что вы вели контрреволюционную антисоветскую деятельность, — заявил он.

— Контрреволюционной антисоветской деятельностью я не занимался, — ответил священник.

— Вам зачитывается показание свидетеля, уличающего вас в контрреволюционной антисоветской деятельности: «Я присутствовал при изготовлении венка от артели швейников бывшему кулаку Алексею Ксенофонтовичу Куварову. Розанов среди присутствующих членов артели вел контрреволюционную агитацию, говоря: «Теперь по новой конституции все люди равны, и надо написать: дорогому товарищу от швейников»».

— Контрреволюционной антисоветской деятельности я не вел. Что же касается зачитанного мне факта… Действительно, при обращении ко мне я предложил текст для ленты: «Алексею Ксенофонтовичу Куварову от признательных товарищей». Что же касается контрреволюционных и антисоветских высказываний, я это отрицаю.

— Следствие располагает данными, что вы участвовали в сборищах попов и монахинь, на которых составлялся сговор относительно ведения контрреволюционной, антисоветской деятельности среди населения.

— На сборищах попов и монахинь я не присутствовал. С монахинями и священниками я виделся только во время отправления службы в церкви, где я иногда принимал участие в пении.

— Какие церкви вы большей частью посещали?

— Большей частью я посещал Покровскую церковь, но были случаи, когда я посещал церкви власьевскую и возмищенскую.

— Следствие располагает данными, что вы вели антисоветскую деятельность в селе Возмище среди колхозников, направленную на развал колхоза.

— Это я отрицаю. Контрреволюционной антисоветской агитации среди колхозников я не вел и антисоветскими высказываниями не занимался.

На этом допрос священника был закончен. 27 октября следователь снова вызвал его на допрос, на котором был задан всего один вопрос, признает ли себя священник виновным в антисоветской деятельности, на что тот ответил, что не признает. Четырнадцатого ноября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Димитрия к расстрелу. Священник Димитрий Розанов был расстрелян 25 ноября 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Текст: Дамаскин (Орловский), архимандрит. Священномученик Димитрий (Розанов) //
Региональный общественный фонд «Память мучеников и исповедников Русской
Православной Церкви». URL: fond.ru/userfiles/person/1226/1295475136.pdf

 

 

Священномученик Смирнов Иван Михайлович

https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/person/8114/

Смирнов Иван Михайлович, протоиерей, священномученик
Дата рождения: 25.1.1879 Место рождения: Московская губ., Серпуховский уезд, с. Лопасня
Дата смерти: 10.12.1937 Место смерти: Московская обл., Бутовский полигон
Прославлен Юбилейным Архиерейским Собором 20.8.2000 г., включен в списки Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской постановлением Священного Синода от 17.7.2002 г. Память совершается 10 декабря и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших

Смирнов Иван Михайлович служил диаконом Вознесенской церкви на Большой Серпуховской с 15 ноября 1901 г. по 1907 г. 

10 ноября начальнику Ростокинского районного отделения НКВД последовал рапорт от малограмотного участкового инспектора 58 отделения милиции, что им была сделана установка на гр-на Смирнова Ивана Михайловича, сообщался его адрес (Второй Лазаревский переулок, 2/4 — вероятно, бывший дом причта Духовской церкви), номер паспорта, что он — служитель культа и далее указывались свидетели, проживавшие там же. Через пару дней оперуполномоченный Овечкин стандартной фразой заполнил бланк: «Смирнов Иван Михайлович достаточно изобличается в том, что занимается к-р. агитацией террористического характера». В справке на арест (от 21 ноября) тем же Овечкиным фабрикуются ложные и несусветные высказывания священника, который якобы заявлял, что «скоро советскую власть свергнут, и напрасно рабочие стараются выбрать в Верховный Совет своих депутатов… недалек тот момент, когда я буду расправляться с коммунистами», и якобы свидетель В. Д. Лебедева показала за него то же самое, в частности, добавлено: «а с коммунистами я буду расправляться сам так, как расправляются фашисты в Германии».
В следственном деле содержатся и другие показания тех же свидетелей, датированные уже 1957 годом. «Об антисоветской деятельности Смирнова мне ничего не известно… За несколько дней до ареста Смирнова меня вызывали в следственные органы и допрашивали в отношении Смирнова… Я дала показания в отношении биографических данных на Смирнова, которые мне были известны со слов самого Смирнова… Однако никаких показаний об антисоветской деятельности Смирнова я тогда не давала, да меня по этому вопросу и не допрашивали… Протокол моего допроса после его написания был зачитан мне следователем. Однако в нем об антисоветских высказываниях Смирнова записано ничего не было. Припоминаю, что когда я подписывала протокол допроса, то подписала не сразу за текстом, а в самом низу, где указал мне следователь… Оставалось незаполненное пространство в несколько строчек. Я боялась тогда об этом заявить следователю, и считала, что это так и надо» (по материалам следственного дела).

7 декабря 1937 г. приговорен тройкой при УНКВД по Московской обл. к высшей мере наказания (расстрелу) по обвинению в «контрреволюционной фашистской агитации». 10 декабря 1937 г. расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой.

Информация с сайта Интернет-проекта «Духовенство Русской Православной Церкви в XX веке»  https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/person/8114/

 

 

Обсуждение закрыто.