На главную

Новости
Храм вознесения
Святыни храма

Приходская жизнь
Церковь и армия
Воскресная школа

Фотогалерея
Вопрос батюшке
Контакты

Пожертвовать на уставную деятельность храма
Церковь и армия
фотография 1
В ходе идущего реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации прослеживается главная цель этих мероприятий - поднять боевую готовность и сделать армию более эффективной и соответствующей современным условиям. В этой связи необходимо учитывать то, что теперь принято называть "человеческим фактором", ибо даже самое совершенное оружие имеет своим хозяином человека и от нравственного состояния его души во многом зависит сила этого оружия.

Морально-психологическими качествами воина во многом определяется победоносность армии, ее несокрушимость в боевых испытаниях. Ибо область человеческого духа является тем измерением, в котором воин может почерпнуть для себя удесятеряющую физические силы помощь Духа Божественного. Без осознания этой истины невозможно создать надежную, эффективную, патриотично
настроенную армию, где каждый бы знал, ради чего он готов отдать свою жизнь, если это потребуется, и чем он должен руководствоваться в исполнении своего воинского долга. Преобладание духовного элемента над материальным всегда являлось отличительным признаком русского солдата, этим и объясняется тот высокий идеал, к которому стремится каждый, посвятивший себя защите Родины: он выражается всего в двух словах - христолюбивое воинство. И никакие невзгоды, трудности, попытки поколебать дух армии не могли его затмить в душе защитника Отчизны. Даже в Первой Мировой Войне, в 1917 году, как об этом свидетельствует протопресвитер военного духовенства о. Георгий Шавельский, дух армии оставался "бодрым, сильным, могучим".
фотография 2
Только внутренний революционный разлад и хаос, царивший внутри страны, способствовал разложению армии. Когда вместо веры в Бога солдату стали внушать, что он должен жить для себя, а не для других и помнить о земле и забыть о небе, тогда и произошла эта трагедия.

Размышляя в своих "Воспоминаниях" о причинах того героизма и мужества, которое воины проявляли на фронте, о. Георгий приходит к выводу, что только "простертая над русским народом рука Церкви, это постоянное напоминание ему о любви и самопожертвовании (см. Мф.5,44 и Ин.15,13) вложили в его душу то сокровище, которое он выявлял в великих, но которое он еще выявит и после революции, какие бы потрясения последняя ни произвела в его душе…" Эти слова полностью подтвердились героизмом уже советского солдата в Великую Отечественную Войну.

В советский период, хоть и с марксистско-ленинским уклоном, существовала система патриотического воспитания, которая делала нашу армию сильнейшей по духу и одной из самых боеспособных в мире. Сейчас в Вооруженных Силах остро стоит вопрос духовно-нравственного возрождения российского воинства, возвращения к идеалу воинства христолюбивого. Поэтому очень важным представляется узнать хотя бы краткую историю военного духовенства, ибо без этого института невозможно осуществить возрождение духовных традиций Армии.

фотография 3
В России до определенного времени не было особого института духовенства, хотя священнослужители всегда сопровождали войска в походах. Лишь при Петре I впервые были назначены для каждой части войск особые полковые священники и флотские иеромонахи. С 1706 года с приходов стал взиматься специальный денежный сбор на нужды этих священнослужителей. Военный устав 1716 г. и Устав морской службы 1720 г. уже описывают обязанности духовенства в случае военных действий. При Императоре Павле I в 1797 г. была учреждена должность обер-священника армии и флота и особое управление при нем. Уже в этот период времени полковые священники прославились своими подвигами, например, сам А.В. Суворов в своем рапорте о взятии Измаила упоминает о мужестве священника Полоцкого полка о. Трофима Куцинского, который ободрял солдат в сражении, находясь в первых рядах штурмующих.

В 1801 году при Императоре Александре I , была создана особая войсковая семинария, которая готовила военных священников, но она просуществовала недолго. В 1890 г. было издано новое положение об управлении военным духовенством. Во главе уже отдельного ведомства стоял протопресвитер военного и морского духовенства, который в чисто церковных вопросах подчинялся
фотография 4
Священному Синоду, а в остальном руководствовался приказами военного и морского министра. В Своде военных постановлений и Положении 1890 г. уже четко были сформулированы права, обязанности и структура этой отдельной группы духовенства. Так, например, священнослужители должны были помогать при перевязки раненых, организовывать погребение погибших воинов. В подчинении протопресвитера находились все церкви полков, крепостей, военных госпиталей и учебных заведений, кроме отдаленных районов Сибири, где они подчинялись епархиальным архиереям. Ведомство возглавляли поочередно три протопресвитера: о. Александр Желобовский (1890-1910 г.г.), о.Евгений Аквилонов (1910-1911 г.г.) и о. Георгий Шавельский (1911-1917 г.г.), последний особенно прославился своими административными талантами. (Воспоминания о. Георгия полезно прочесть всем, кто занимается окормлением военнослужащих).

Как показала история войн: оборона Севастополя (1854-1855 г.г.), русско-японская война (1904-1905) и первая мировая, - труды и подвиги военных священников не были напрасными. Во время войны духовенство сопровождало свои части с походными церквами, духовно окормляло воинов, поддерживало их нравственно и психологически. На поле боя священник облегчал страдания раненых, готовил к кончине умирающих и погребал убитых. Мужество полковых священников вселяло бодрость и укрепляло дух воинов. Во время первой мировой войны в подчинении протопресвитера было свыше 5 тысяч священников. Об их деятельности во время военных действий давали благожелательные отзывы оба Верховных Главнокомандующих царской армии. По некоторым сведениям, полковые священники еще в 1918г. были и в отдельных частях Красной Армии.
фотография 5


Велик вклад Церкви в победе советского народа в Великой Отечественной Войне. Значение православия в то время осознало даже высшее руководство страны: повсеместно стали открываться храмы, священников отзывали из армии и лагерей для проведения служб, было позволено открыто отмечать Пасху.

Сейчас положение примерно похожее с тем, которое имело военное духовенство в начале XX века в Российской Армии. Многое еще не было разработано и определено в отношениях между Армией и Церковью, многое приходилось делать в первый раз. Для нашей современной Армии этот опыт во многом окажется полезным и должен послужить примером для подражания. На данном этапе реформы Вооруженных Сил предоставляется уникальная возможность для нашей Армии не все время догонять Запад, где на первый план выходят разработки и применение методов
психологической и информационной войны, а на порядок превзойти его, поставив на защиту Души Армии тысячелетний благодатный опыт Православной Церкви.

В целях возрождения военного духовенства российской армии, флота, а также других силовых структур был создан Отдел Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями во главе с протоиереем Димитрием Смирновым.

Фотоматериалы наиболее ярких событий, связанных с окормлением армии, размещены в одноименном разделе "Фотогалереи".


{Новости} {Храм Вознесения} {Святыни храма}
{Приходская жизнь} {Церковь и армия} {Фотогалерея}
{Воскресная школа} {Вопрос батюшке} {Контакты}

Электронная почта: info@voznesenie.ru
О проекте
SpyLOG   http://greatprincessolga.ru/